Берёза

береза

Берёза также отмечается в славянской мифологии как священное дерево. Она почиталась как символ берегинь, то есть русалок в дни весеннего праздника Семика, когда в посёлок вносили распустившиеся ветки деревьев, а девушки плели и примеряли берёзовые венки.

Бересту использовали для написания прошения лешим, приколачивавшиеся к деревьям, с просьбами о возвращении заблудившейся коровы, охотнику для удачной охоты, помогать людям в лесу, не дать им заблудиться, когда пойдут по грибы да ягоды.

Для славян берёза считалась главным деревом мира, для всей земли опорой, о чём повествуется в старинном повествовании: «На море, в окияне, на острове Буяне, белая берёза стоит ветвями вниз, кореньями вверх».

Также чтили в этом дереве женский дух, покровительницу юных девушек. Райские сады и рощи полны деревьями со зреющими золотыми плодами (яблоками), которые дают молодость вечную, красоту и здоровье.

Чудесное свойство этих плодов было совершенно тождественно бессмертному напитку — живой воде. В русском придании их называют молодильными или моложавыми: стоит только откусить этого плода, как тотчас превращаешься в молодого и здорового, независимо от возраста. В одном древнейшем мифе сообщается о любопытной русской сказке про молодильные яблоки и живой воде.

Сказка повествует о состарившемся ослепнувшем царе, олицетворявшего собою зиму, когда природа увядает, а солнце, называющееся всемирным оком, теряет свою яркость и блеск. Времена года изображались живыми, подобными человеку существами, в которой народная фантазия представляла весну прекрасной девицей, зима представлялась в образе беловласого седого старца.

Для возвращения царю его молодости и зрения, сыну — царевичу необходимо было раздобыть живую воду, исцеляющую слепоту, и моложавые золотые яблоки, то есть позвать весну с дождём благодатным и гремучими молниями, ярким солнцем и всем царством растительной роскоши. Происходит обновление дряхлого старика живой водой и золотыми яблоками, превращая его в цветущего юношу и даже в семилетнего ребёнка; больной наделяется здоровьем и крепостью, мёртвый жизнью, безобразие становится красотой, бессилие становится богатырской мощью; все герои сказаний обретают себя в стране далёкой, в вечно цветущем саду, оберегаемые великанами и драконами.

Предания о райских небесных кущах со временем стали применяться к земным со свойствами священного характера. Облачные духи переместились в леса, которым позднее был придан характер леших, живущих в лесных трущобах, проваливающихся сквозь землю при первых морозах, исчезая на всю зиму, затем, выскакивающие весной из земли, как будто ничего и не было.

Берёза 3
Проверить аттестат

Рейтинг
О здоровом образе жизни